Три метода познания мира

Автор Три метода познания мира  (Прочитано 15382 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн gadjendraАвтор темы

  • veg-знаток
  • ***
  • Сообщений: 138
  • Карма: 31
Три метода познания мира
« : 17 Марта 2016, 21:06 »
Каким образом мы познаем окружающий нас мир? Ребенок в детстве задает вопросы родителям и школьным учителям. Взрослые люди проводят различные исследования и затем обдумывают полученную информацию, проводят научные конференции, читают книги и журналы, смотрят телевизор и т. д. Таким образом, существует множество путей обретения знания.

Ведическая наука сводит эти методы познания к трем: пратъякша, анумана и шабда.

Пратъякша - непосредственное восприятие при помощи чувств и ума.
Анумана - логический вывод на основе обобщенного опыта.
Шабда - получение знания посредством слушания из авторитетного источника.
Апаурушея - непогрешимый, трансцендентный к материальному миру

Пратьякша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное. Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.

Недостатками пратьякши являются:
а) 4 недостатка, свойственных обусловленной душе
б) ограниченность настоящим временем.

Причина, по которой мы не можем осознать Абсолютную истину, прибегая к помощи грубых материальных чувств, состоит в том, что существуют четыре несовершенства:
1) склонность совершать ошибки
Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука со всем её бурным успехом с самого начала делала крайне неправильные выводы: электричество и теплота считались жидкостями, мозг - органом, охлаждающим кровь, звёзды - отверстиями в хрустальном небосводе и т.д. Поэтому прогресс в науке означает: опровержение прежней, ошибочной идеи и предложение новой столь же ошибочной, которую тоже рано или поздно придётся пересмотреть.

2) склонность впадать в иллюзию
При одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной. Если мы попробуем апельсин сразу после ложки сахара, он покажется нам кислым. Но после лимона апельсин кажется сладким.

3) склонность обманывать
Людям свойственно ошибаться, так гласит народная мудрость. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяют заведомо ложную информацию.

4) несовершенство чувств
Несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания. Это хорошо видно на примере с солнцем: мы видим солнце как небольшой желтый диск размером с монету.

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл.

Недостатками ануманы являются:

а) получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши;

б) бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и
восприятия, то есть несовершенство материального ума.

Шабда означает «то. что услышано»! Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться в достоверности источника. Что касается относительного материального знания - мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей.

Шабда или шрути относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, исходящего из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным).

Звук может быть не только абсолютным и полностью достойным доверия. Доступ к апаурушея-шабде мы имеем лишь тогда, когда его источник связан с Кришной. Немаловажно также то, что воспринимающий это знание, должен быть свободным от склонности искажать это знание, приспосабливая его под свои материальные желания.

Способность доверять авторитетному звуку приходит по мере обретения знания об источниках, достойных доверия, и обретения практического опыта руководства этим знанием в своей жизни. Таким образом, человек использует свои чувства и ум в процессе развития веры в шабду. Преданный, обладающий чистым сознанием и реализованным знанием о Кришне как причине всех причин, легко доверяет шабде. Материалист, привыкший доверять своему уму и чувствам, не способен доверять шабде.

Шабда - это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации - тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника. И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через:
1. гуру;
2. шастры;
3. садху

В материальном мире существуют два метода получения знания -индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод (восходящий) означает не принимать авторитетные суждения, а пытаться дойти до истины в результате собственных усилий или размышлений. Например: как вы можете выяснить, кто ваш отец?

Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (индуктивный метод пратъякши и туманы).

Дедуктивный (нисходящий) метод - означает принять авторитет кого-либо и узнать правду, задавая ему вопросы. Например: если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны признать авторитет своей матери в этом вопросе. Точно так же, если мы хотим узнать что-то, выходящее за рамки нашего опыта и чувственного восприятия, за рамки экспериментальных данных, мы должны принять Веды.

Разумно принять ведическое знание, выбрав дедуктивный (нисходящий) метод -шабда - слушание из авторитетного источника. Если мы хотим познать истину собственными усилиями, опираясь на своё несовершенное, чувственное восприятие, мы никогда не придём к верным заключениям.

Оффлайн betterMonica

  • veg-знаток
  • ***
  • Сообщений: 244
  • Карма: 20
  • Пол: Женский
Три метода познания мира
« Ответ #1 : 03 Июля 2018, 12:39 »
 :yes:Конечно же пользуюсь методом дедуктивным. Много изучаю и делаю выводу.  :phil_04:

Оффлайн Кресчюд

  • veg-практик
  • **
  • Сообщений: 60
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Город: Луганск
Три метода познания мира
« Ответ #2 : 03 Июля 2018, 14:39 »
:yes:Конечно же пользуюсь методом дедуктивным. Много изучаю и делаю выводу.  :phil_04:
Смысл состоит в том чтобы уметь улучшать знания и организовывать их в единую логическую структуру.
Учитывая что люди склонны к дедуктивности то ваш выбор метода наверно неверен. Традиция и неизменность знаний подкреплённые авторитетами это признак упадка. Хороший тот ученик кто становится частью коллективной мудрости а не тот кто послушно следует написанному. Поэтому у лучших книг нет автора.

Люди склонны следовать авторитетам и не умеют задавать вопросы. Похоже это не метод познания а просто 
копирования и послушания. Другие склонны к бунтарству , но почти все они имеют стадное сознание потому что оно заменяет им единство. Люди не умеют объединять знания и приходить к общему мнению. Поэтому объединить их может фанатизм в без ошибочность писания. Склонность к конкуренции и пирамидное восприятие жизни очень затрудняет совместное создание мудрости и нахождение лучших ответов.

На счёт нематериального познания могу сказать что живые больше знают чем мёртвые так как смерть это переход всегда в более примитивный мир. Нужно уметь находить знания в независтмости от авторитета.Видеть разумное в глупом и глупое в мудром.Люди имеют много знаний но не понимают даже самого простого.

Оффлайн gadjendraАвтор темы

  • veg-знаток
  • ***
  • Сообщений: 138
  • Карма: 31
Три метода познания мира
« Ответ #3 : 04 Июля 2018, 09:54 »
Улучшить возможно то, что несовершенно. Нельзя перешагнуть через веру, с нее начинается путь познания. Материалисты пытаются состязаться с Богом в этом мире иллюзий, изобретая велосипеды, результат мы все сейчас наблюдаем, в городах нечем дышать, заводы загрязняют природу и все от не желания вникать в суть.

Оффлайн Кресчюд

  • veg-практик
  • **
  • Сообщений: 60
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Город: Луганск
Три метода познания мира
« Ответ #4 : 04 Июля 2018, 10:55 »
Не бывает ничего абсолютного совершенного.Верить нужно в справедливость и вообще в добро, глупо верить в безошибочнось книг.
Вопрос с экологией результат неверия в то что всё один организм.Потому что рая без духовной любви не бывает так как это энергия созидания.
Не вижу смысла  в вере всех религий.Раньше когда люди были хуже и ни кто не хотел быть добрым, ценили тех кто послушен. Но сейчас люди свободны и есть те кто выбирают древо жизни потому что это нравится.
Существуют только две веры это в добро и единство,общее счастье и другая вера в автономию и личное счастье или безверия. А вера любых мировых религий мертвая.

Оффлайн gadjendraАвтор темы

  • veg-знаток
  • ***
  • Сообщений: 138
  • Карма: 31
Три метода познания мира
« Ответ #5 : 04 Июля 2018, 18:30 »
Не бывает ничего абсолютного совершенного.
Это вам ум подсказал? Практика йоги необходима, чтобы ум сделать другом. Вы читали первый пост темы?
Шабда - это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации - тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника.
Если вы не можете найти совершенный источник, необходимо искать позитивное общение, результатом которого росток веры зародится внутри вас и через некоторое время на практике вы удостоверитесь в совешенстве выбранного метода, а пока дискутировать о том чего не существует не представляет ценности.

Оффлайн Кресчюд

  • veg-практик
  • **
  • Сообщений: 60
  • Карма: 5
  • Пол: Мужской
  • Город: Луганск
Три метода познания мира
« Ответ #6 : 04 Июля 2018, 19:59 »
Конечно я недостаточно хорошо проанализировал первый пост темы, но очевидно что автор это ни совершенный источник. В этом темно-сером мире рядом только тьма и нейтральность ,только далеко небольшое добро что ли. А чистое добро относительно недостижимо для контакта.
Более развитые существа как и более примитивные живут в разном по скорости времени что-ли ,поэтому контакт сложен.
Следовательно так называемый совершенный источник это людская информация.И вряд-ли очень правдивая потому что чем темнее мир тем больше лжи.
А вот позитивное общение действительно важно.Обмен это необходимая вещь ибо каждое существо это река .

Три метода познания мира
 

Новые сообщения

Новые рецепты на сайте