"Вкусные" снимки наших блюд. Советы фотографов

Автор "Вкусные" снимки наших блюд. Советы фотографов  (Прочитано 33941 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Данная тема посвящена новичкам-домохозяйкам (или домохозяевам  :girl_wink:), которые хотят научиться правильно и красиво фотографировать свои кулинарные творения.

Оглавление.
1. О фотоаппаратах.
2. С чего начать фотографировать?
3. Освещение.
4. О встроенной вспышке.
5. Композиция.
6. Угол наклона камеры, подбор ракурса.
7. О тарелках и чистоте в кадре.
8. Несколько коротких советов.
9. Некоторые главные правила фотографирования.
10. Когда снимки сделаны. Обработка в компьютере.

Источники материалов и фотографий в приведенных статьях.
Сайты первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
О фотоаппаратах

Все мы обычные домохозяйки, и не каждая из нас серьезно увлекается фотографией. Тем не менее создавать «вкусные» снимки приготовленных блюд хочется всем. Что же для этого нужно сделать?

Самое первое – изучить свой фотоаппарат. Профессиональной техники у нас нет, но и то, что имеется, вполне способно удовлетворить наши нужды. Итак, большинство современных фотоаппаратов имеет ряд предустановленных функций, точнее режимов съемки (загляните в инструкцию к своей камере). Кроме того, что можно воспользоваться готовой функцией «Еда» (идеально подходит для съемки блюд), нам понадобится умение включать и выключать вспышку (думаю, что с этим нет трудностей), изменять точку фокуса (чаще всего современная техника фокусируется на центре кадра, но иногда требуется сместить фокус вниз/вбок и т.д.), пользоваться экспозицией и функцией «Макросъемка».

Что такое экспозиция? Это количество света, которое за определенный промежуток времени попадает на матрицу фотокамеры для формирования снимка. Экспозиция влияет на яркость объектов на фотографии. При недостаточном количестве света снимок получается слишком темным, а при слишком большом - слишком светлым. В обоих случаях теряются какие-то тона, полутона и фотография получается некачественной. Неправильно настроенная экспозиция приведет к потере деталей или на темных участках снимка, или на светлых.
Если вы не профессиональный фотограф и для вас эти термины звучат так же, как слово «асафетида» для новичка-вегетарианца, не бойтесь! Я в ваших рядах! Для начала поясню, что большинство современных камер автоматически контролируют основные параметры, влияющие на экспозицию. А вот то, где нам может пригодиться эта функция в жизни (даже не кулинарной), доступно и просто написано на этой страничке.

Поэтому смело берите в руки фотоаппарат и изучайте его! Лучше всего с инструкцией к нему, потому что техника у всех разная. Бояться не стоит: современные камеры не так сложны, как их относительно недавние предшественницы, в которых все требовалось делать вручную.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
С чего начать фотографировать?

Для начала лучше всего взять самые простые блюда – бутерброд с маслом или вареньем, чай, макароны, картофель или просто свежие овощи и фрукты: яблоки, помидоры, огурцы и пр. Их даже особо готовить к съемке нет необходимости. Просто как следует помыть и всё. Данное обстоятельство важно потому, что вам необходимо провести серию экспериментов. Главная их цель - сделать очень много снимков, чтобы найти свое идеальное место для съемки. Возможно, лучшие фотографии получатся у вас в спальне на прикроватной тумбочке или на рабочем столе в кабинете. Как знать? Так что согласитесь: таскать с собой тарелку супа по всему дому в поисках нужного места – идея не самая удачная. Когда же вы закончите эксперимент, посмотрите в компьютере получившиеся снимки. Глядя на них, вы поймете, где ваше блюдо будет смотреться выигрышно.

Кроме того, учитывайте наличие дневного, естественного света – это наилучший способ освещения блюда. Но об этом будет отдельная "Заметка".

Что еще надо учесть? Вашу цель. Хорошо подумайте: какова она? Вы хотите отобразить еду на фотографии во всем ее великолепии, верно? Тогда можно подумать о включении в кадр элементов кухни. Во-первых, это придаст вашим фотографиям уникальность. Во-вторых, это послужит лишним доказательством, что блюдо опробовано в домашних условиях (а не является ресторанной едой). И в-третьих, профессионалы фуд-фотографии говорят, что элементы кухни подчеркивают на снимке свежесть приготовленного блюда. Да и сама атмосфера, которую создает рабочее кухонное пространство, играет немаловажную роль.

А вот еще один нюанс: используйте только свежие продукты. Если их поверхность сморщена, имеются трещины, порезы или она испорчена каким-либо другим образом, отложите их и возьмите другие. В крайнем случае снимайте с иного ракурса, чтобы не было видно поврежденной стороны. Это звучит очевидно, но второпях такие мелочи можно просто не заметить. Помните: когда вы фотографируете с близкого расстояния, каждый дефект хорошо виден, поэтому всегда внимательно рассматривайте то, что собираетесь разместить в кадре и будьте привередливы в этом вопросе.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Освещение

Это одно из главных требований к фотографированию вообще. Чаще всего профессионалы используют для этой цели дополнительное освещение, которое обычно выставляют с какого-нибудь угла съемки (или даже с нескольких). Но мы же обыкновенные хозяйки, с обычными фотоаппаратами, поэтому нам придется использовать то, что дано самой природой – солнечный свет. Кстати, даже профи фуд-фото согласны с тем, что лучше естественного освещения ничего нет.

Пойдем дальше. У многих возникает вопрос: в какое время лучше фотографировать кулинарные блюда при естественном свете? Как говорят профессионалы, тут важно скорее не время суток, в которое удобно проводить съемку еды, а расположение окон комнаты, где происходит фотографирование, и направленность световых лучей, которые падают на объект из этого окна. Очень хорошо, когда окна этого помещения выходят на северную сторону, потому что слишком яркие солнечные лучи из южного окна дают резко очерченные тени и много бликов. Рассеянный мягкий свет в данном случае позволит сделать более удачные снимки. Вот почему освещение должно быть равномерным. Старайтесь избегать теней особенно на переднем плане и прямых солнечных лучей.  Обращайте внимание на блики: есть предметы с глянцевой поверхностью (они отражают свет и дают белые пятна на снимке), а есть и матовые, которые поглощают свет.

Натуральный, рассеянный свет из окна рисует красивые мягкие тени и идеально подходит для большинства случаев съемки. При этом могут быть использованы любые углы его падения.  А вот использовать весь свет, который попадает в комнату с улицы через окна, не обязательно. Более того, его даже нужно контролировать. Тени, например, можно подсвечивать отражателем (белый лист бумаги или картон, оклеенный алюминиевой фольгой), изменять их яркость и насыщенность путем приближения или удаления объекта съемки от окна. Таким образом, в достаточно широком диапазоне можно регулировать световой рисунок, делать его мягче или жестче. Можно даже добиться узконаправленного света – для этого достаточно всего лишь закрыть часть окна светонепроницаемым материалом, например, листом картона.

Профессионалы фуд-фотографии отмечают: при взгляде на снимок мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественное дневное освещение. Также использование солнечного света подразумевает тени, образованные естественным путем, которые в некоторых случаях очень выгодно подчеркивают снимаемое блюдо.

Есть еще одна хитрость – это контровой свет. Контровым называется такое освещение, при котором главный источник света размещается за спиной вашей модели (в нашем случае – это тарелка с едой).  Контровой свет подчеркивает текстуру, что помогает сделать объект съемки более аппетитным. Ниже даны две фотографии. Обратите внимание, насколько привлекательнее выглядит салат из кукурузы и фасоли на второй фотографии, а разница только в освещении. Только то, что источник света находится сзади, делает салат свежим и хрустящим на вид, в то время как салат на первой фотографии выглядит плоско и непривлекательно.


Источник света находится спереди, объект съемки плоский и не очень выразительный.
 

Освещение сзади делает салат более привлекательным и аппетитным.

При этом надо следить за тем, чтобы свет не выглядел неестественно. Фото ниже сделал фотограф на полу своей кухни, а освещение естественное, из окна.
 


Важно помнить, что в зимний сезон естественного освещения не хватает – солнце очень часто прячется за плотными облаками. Поэтому фотосъемку лучше отложить до солнечного дня, а это значит, что для получения очень «вкусных» фотографий приготовление нового блюда (например, на конкурс) следует запланировать в соответствие с прогнозом погоды.

Однако некоторые фотографы склонны считать, что рассеянный свет из окна в пасмурный день часто бывает более выгодным. Наверное, они имеют ввиду такой пасмурный день, когда сквозь облака просвечивает диск солнца. Если же небо напрочь затянуто плотной пеленой серой массы туч, то съемку лучше отложить.

Ну, а как быть, если блюдо на столе, солнца нет, а снимок надо сделать? Не паникуйте! Включите все возможное освещение в комнате. А затем вспомните про экспозицию: просто нажимайте на своем фотоаппарате кнопочку «+/-», увеличивая баланс белого цвета. Но не переусердствуйте, иначе снимок будет «выбеленным». После этого в компьютере останется лишь добавить кое-какие «штрихи к портрету» (как это сделать, будет рассказано в дальнейшем).

И последнее. Снимать лучше так, чтобы свет падал на блюдо сбоку от оси объектива, так сохраняется крупная и мелкая фактура. Старайтесь чувствовать свет. Смотрите, куда падают тени, как ложатся блики, как удачно в целом выглядит блюдо, освещенное тем или иным светом. Всё это поможет вам потом лучше использовать свет как для сокрытия недостатков блюда, так и для подчеркивания его достоинств.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
О встроенной вспышке

Профессиональным фотографам известен такой совет: «Не направляйте накамерную вспышку прямо на предмет». Это относится к любому объекту съемки, в том числе к фуд-фотографии. Вот почему начинающим фотографам еды лучше всего использовать естественный свет, а не встроенную фотовспышку. При таком способе съемки снимки смотрятся слишком постановочно, в чем-то даже театрально. Свет от встроенной фотовспышки делает изображение плоским, способствует потере деталей, а цвета «вымываются», делая предмет непривлекательным. При неважном искусственном/вечернем освещении фотовспышка приведет к тому, что части кадра будут постоянно засвечиваться. Кроме того, на глянцевых поверхностях появится много бликов, которые испортят весь снимок.

Справедливости ради надо сказать, что иногда фотографы все же используют встроенную фотовспышку для съемки еды. Это относится к тем случаям, когда снимок делается в солнечный день. Только при этом рекомендуется вручную снизить до минимума уровень экспозиции (чаще всего в обычных фотоаппаратах это цифра "-2"). Благодаря этому фотограф уменьшает освещение, и объект съемки получается не засвеченным от встроенной вспышки.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Композиция

Теперь поговорим о еще одной главной составляющей фуд-фотографии. Это композиция. Одно из определений толкует данный термин так: композиция – это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.

Продолжим далее. В любой фотографии есть наиболее выгодные ракурсы, это применимо и для фуд-фото. Важно понимать, что концепция, выстроенная в голове, не всегда дает лучший возможный результат. Вот почему не стоит ограничиваться съемкой блюда только с одного ракурса. Сначала сделайте снимок, который вы нарисовали в воображении, а затем, меняя композицию, создавайте дополнительные снимки. Помните, что для одной фотографии будет приемлем один ракурс, а для другой - кадр может лучше смотреться с иного ракурса. К примеру, фотографировать ряды капкейков лучше под небольшим углом, чтобы создать ощущение тянущихся через весь кадр линий. А снимать ингредиенты для блюда лучше сверху.

Нередко бывают случаи, когда требуется фотографировать блюда, которые подаются в горячем виде. Здесь есть важный секрет: они будут выглядеть на снимке значительно лучше, если были только что вынуты из духовки. Поэтому на съемку «горячего» у вас в запасе есть очень ограниченное количество времени. Чтобы не терять драгоценные минуты, вы можете приготовить «набросок»: заранее выберите композицию и убедитесь в том, что настройки камеры выставлены правильно и свет падает так, как вам нужно. Некоторые профессионалы называют такие блюда «бутафорными». Когда все готово для съемки, в нужном месте размещают скомпонованное и украшенное «горячее».

Если же вы торопитесь, то будьте готовы к тому, что первое появление блюда перед объективом не завершится сиюминутным успехом. Представленный ниже кадр с оладьями – наглядный пример того, как можно испортить снимок. Из-за невнимательности фотограф засветил левый верхний угол стопки блинов.



Еще один секрет композиции – делайте ее легкой. Для этого уберите все то, что вам не нужно. На столе не должно быть предметов, отвлекающих от главного. Только одна тарелка с едой. Если блюдо не выглядит привлекательным в целом, снимайте какую-либо часть. Суп-пюре в реальности не всегда выглядит аппетитно, но попробуйте поиграть с разными вариантами съемки, меняя угол или используя дополнительный реквизит. Также попробуйте следовать правилу «меньше значит лучше», включая в кадр только часть объекта и смещая акцент на что-то другое, как например, на фотографии ниже.



Ищите разные точки съемки, которые смогут сделать ваш снимок неожиданным и интересным. Следите за тем, чтобы в кадр не попали лишние предметы, например, крошки или мелкие детали, отвлекающие зрителя от главного объекта съемки. Обратите внимание на цвета композиции, следите за контрастом — посуда не должна сливаться с фоном. Если блюдо не слишком яркое — попробуйте оживить картинку яркими акцентами, например, зеленью или использовать оригинальную посуду.

Старайтесь подходить к съемке творчески, не существует готовых шаблонов: предметы в кадре - это всегда игра. Поэкспериментируйте с ракурсами. Меняйте расположение предметов. Все в ваших руках!

Еще один популярный прием в фуд-фотографии — это макросъемка. При данном способе съемки в фокусе находится часть блюда, все остальное уходит в размытый фон. Такой подход, во-первых, привлекает внимание к определенной детали на фотографии. А во-вторых, он естествен для человеческого глаза. Вот почему снимки с размытым задним фоном выглядят так привлекательно.

Говоря о композиции следует сделать особый акцент на некоторых общих правилах фотографирования. Об этом читайте ниже.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Угол наклона камеры, подбор ракурса

Угол наклона камеры играет важнейшую роль в фуд-фотографии. Чаще всего профессионалы снимают кулинарные блюда с ракурса, близкого к взгляду человека, который на это блюдо смотрит. У зрителя должно возникнуть ощущение того, что он сидит за столом и смотрит на приготовленное для еды блюдо. Под таким углом рассматривать еду удобнее всего, вот поэтому и снимать нужно примерно так же.

Но в среде специалистов, занимающихся съемкой кулинарных блюд, витают и другие тенденции. Например, некоторым нравится снимать еду сверху. Казалось бы, это самый простой вариант, но он может привести к тому, что композиция, снятая под прямым углом, будет казаться плоской. Зато для съемки ингредиентов этот ракурс будет предпочтительнее (о чем мы уже упоминали выше).

Тем не менее во многих случаях угол в 45 градусов не является единственно возможным. Экспериментируйте. Есть очень много разных интересных ракурсов. Проявите фантазию и попробуйте показать другую сторону, не ту, с которой люди привыкли смотреть на блюдо. Небольшой наклон и диагональные линии сделают снимок более интересным (фото ниже).



Кроме того, можно сделать кадр под углом 30 или 75 градусов, для чего следует забраться на стул или встать на колени. Сделайте много снимков. При этом учитывайте, что иногда может потребоваться больше места для съемки, например, при фотографировании нескольких тарелок.

А вот с другим советом, который очень часто получают начинающие фотографы, - «Подойдите ближе, заполните кадр» - следует быть осторожнее. Сам по себе совет не ошибочен: это важно заполнить кадр вашим предметом. Но при этом не следует подбираться к объекту настолько близко, что потом будет совершенно невозможно понять, что же это за кушанье. Помните, что наша задача снять блюдо, а не «атомы», которые его составляют.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
О тарелках и чистоте в кадре

Отдельная тема для разговора – это тарелки. Использование тарелок с узором или множеством цветов уводит внимание зрителя от основного предмета – еды. Некоторая узорчатая посуда усиливает фотографию. Другая же создает шум. Если вы фотографируете салат с множеством текстур, пестрая на краях тарелка вряд ли поможет вашей фотографии. Она только послужит отвлекающим фактором.

Тарелки могут выглядеть абсолютно прекрасно без еды, но как только в нее попадает еда и вы собираетесь ее снимать, еда становится главным предметом. Все, что отвлекает вас от еды, есть не что иное, как отвлекающий предмет. Чтобы решить эту проблему, начните с плоских белых тарелок. Это всегда безопасный вариант, и, как только вы начнете разбираться в цветах и фотографии больше, тогда и приступайте к экспериментам.

Еще один важный нюанс – чистота посуды. Фуд-стилисты, которые занимаются оформлением еды на тарелке, пользуются специальными щипцами! Они понимают, что даже небольшая крошка, оказавшаяся не на своем месте, может отвлечь внимание зрителя. Конечно, каплю соуса или крошки можно запросто стереть в Photoshop, но лучше сразу - во время съемки - делать все максимально приближенно к идеалу. Все должно находиться на своих местах. Никаких крошек, никаких пятен на тарелках. Любая посуда, в которой вы фотографируете еду, должна быть на 100% чистой и без изъянов. Помните о том, что, когда вы снимаете близко, любые недочеты будут видны, и блюдо будет выглядеть неопрятно или незакончено. Как на фото ниже. Заметно, как неопрятно это выглядит?



Тем не менее никто не запрещает быть креативным. Раскрошенное печенье смотрится весьма эстетично. Не всякое блюдо следует сохранять в его первозданном виде. Иногда подобный ход скажет зрителю, что вы уже успели насладиться изображенной на фотографии едой, и он может сделать то же самое. Беспорядок может выглядеть не менее эффектно, чем идеальная чистота и порядок.


Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Несколько коротких советов

1. Желтый свет. Желтый свет в фуд-фотографии делает снимок неаппетитным. Цвет еды передается неправильно и баланс белого искажается.

2. Вкусное блюдо не всегда красивое блюдо. Некоторые деликатесы выглядят на фотографиях не очень впечатляюще. Но есть выход из ситуации – фотографировать ингредиенты. Можно делать макроснимки, снимать процесс создания блюда, фотографировать переливающуюся жидкость или руки, перемешивающие в миске ингредиенты. Такой ход отвлечет внимание от визуальной непривлекательности блюда или его ингредиентов. Еще одна капризная модель – соус. Соусы никогда не льются так, как того хочется, поэтому есть смысл фотографировать их в состоянии покоя.

3. Не забывайте о декорациях. Еда остается неизменной, но фон может либо выгодно ее подчеркнуть, либо наоборот испортить общее впечатление. Посмотрите, что есть вокруг вас. К примеру, буфет, полный различной посуды. Это очень удобно, но только не переборщите с количеством предметов в кадре. Старайтесь не использовать посуду с узорами и рисунками, они отвлекают внимание.

В процессе съемки меняйте скатерти, тарелки, разделочные доски, но не стоит останавливаться на этом. Зачастую фон, на который вы будете ставить тарелку с едой, можно сделать самому. Это могут быть даже керамические плитки для напольного покрытия, старые доски и даже старый, местами заржавевший поддон для духовки. Чем не вариант для фона? Если же у вас нет реквизита, используйте для антуража неприготовленные продукты, стараясь использовать цвета и текстуры, которые подчеркивают пищу. Но порой (если уж совсем нет ничего кроме самой еды) все, что вам нужно – это просто поставить тарелку на стол.



4. Лучше меньше, да лучше. Для съемки еды действует правило – лучше меньше, да лучше. Не забывайте об этом, выкладывая еду на тарелку. Можно подумать, что гора еды, похожая на обед голодного подростка, привлечет больше внимания. Но не стоит забывать, что в съемке участвует не только «звезда», но есть еще и герои второго плана. Поэтому во время сервировки оставляйте на тарелке пустое пространство, это также поможет создать контраст между блюдом и фоном. Также остерегайтесь использовать слишком много различных элементов.

5. Показывайте, что было до и после снимка. Демонстрируя процесс приготовления, включая нарезку, жарку и т.п., вы помогаете людям понять финальную картинку. Показывайте один кадр до и один кадр после того, как ваше блюдо будет готово или делайте пошаговые фотографии. Это хорошо работает с вещами, которые после приготовления становятся плохо различимыми, например, кремообразные супы, салаты с мелкой нарезкой и т.п.


В этом блюде все ингредиенты прекрасно видны до начала приготовления.


После приготовления, не видно из чего состоит суп, поэтому фотографируйте до и после и экспериментируйте с едой и посудой.

6. Добавьте присутствие человека в кадр. Рука, перемешивающая суп или держащая тарелку, помогает зрителю понять размеры вашего предмета и добавляет правдоподобия.



7. Готовьте не до конца. Еда «для глаз» и для желудка — не одно и то же. Когда овощи готовы, и вы убираете их с огня, их форма и вид часто далеки от идеально аппетитной картинки. Поэтому, чтобы они выглядели более сочными и объемными, уберите их с огня чуть раньше, сделайте фотографии, и верните обратно, чтобы вы могли их потом съесть.

8. Добавьте немного масла. Чтобы овощи блестели, сбрызните их небольшим количеством растительного масла. Если салат выглядит недостаточно свежо, добавьте в него немного воды и перемешайте. На фото ниже овощи были заправлены маслом с травами. Видно, как они блестят?



9. И последнее: отзывы. Для каждого художника важны качественные отзывы, потому что они помогут вам улучшить свои навыки. Но не редки случаи, когда окружающие нас люди в виду своей вежливости стараются подбодрить нас, делая комплимент. Пожалуйста, различайте хороший отзыв и «хороший» комплимент. Мы все видели просто «хорошие» комментарии. Не принимайте это близко к сердцу и не влюбляйтесь тотчас же в свою фотографию. Конечно, если вы не великий фотограф и не другие великие фотографы говорят вам это.

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Некоторые главные правила фотографирования

Казалось бы, что может быть проще: увидел что-то красивое в природе или поставил тарелочку с чудесным блюдом на стол, взял фотоаппарат в руки да нажал кнопочку. Щелчок и кадр готов! Ан нет! Оказывается, в фотосъемке есть множество секретов, часть из которых мы уже обсудили. Но кроме них есть еще и правила. Куда уж без этого! Именно соблюдение существующих правил и способствует получению удачных кадров. Разберем основные из них.

Первое правило – правило золотого сечения

Вдаваться в подробности о том, что такое золотое сечение, я не буду. Опишу то, что относится к фотографии.
Итак, суть правила золотого сечения заключается в том, что значимо важные объекты съемки следует располагать вдоль определенных линий или в точках их пересечения. Чтобы найти данные линии, кадр нужно разбить на 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий. Затем определяются четыре точки, которые пересекаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Считается, что человек, в первую очередь, фиксирует свое внимание именно в этих местах снимка независимо от его формата. Вот почему фотографии, на которых главные объекты находятся в данных точках или расположены по вышеназванным линиям, приковывают внимание, и снимок ощущается гармоничным. Хотя надо признать, что современные исследования не подтверждают эту гипотезу без оговорок. Не все люди, рассматривая картины или снимки, автоматически смотрят сначала на эти зрительные центры.

 

В качестве примера можно рассмотреть снимок внизу. Цветовая гамма, возможно, кому-то покажется неудачной, но расположение предметов притягивает взор. И причина тому – компоновка тарелочек с едой в соответствии с правилом золотого сечения.



Второе правило - правило третей

Данное правило является упрощением правила золотого сечения. Его главное отличие в том, что изображение мысленно расчерчивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, разделяя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Ключевые точки снимка располагают на пересечении этих линий или на самих линиях.
Правило третей самый известный и широко используемый прием, который помогает сделать изображение сбалансированным и определить главное. При должной практике вы быстро научитесь мысленно разделять изображение и располагать главные элементы в линиях и точках пересечений. Вот как это выглядит на снимке, где без наложения сетки никаких вертикальных и горизонтальных линий совершенно незаметно.



Третье правило - правило диагонального золотого сечения

Для того чтобы использовать правило диагонального золотого сечения, также нужно мысленно нарисовать на изображении диагональную сетку. Для этого сначала поставим на верхней рамке кадра точку, разделяющую отрезок на части длинной 5/8 всего отрезка и 3/8 (А), а нижнюю рамку кадра на 3/8 и 5/8 (Б) соответственно. Теперь проведем линию из верхнего левого угла в точку Б, еще одну линию из точки А в правый нижний угол. Третья линия должна пройти из нижнего левого угла в верхний правый. Получившееся деление можно посмотреть на схеме ниже. А принцип расположения предметов в кадре тот же - по основным линиям и в точках их пересечений.





Четвертое правило – правило спирали

Удивительно, но это правило гармонии выведено путем математических вычислений около 900 лет назад одним из первых крупных математиков средневековой Европы по прозвищу Фибоначчи. Вдаваться в подробности вычислений мы не будем, просто стоит отметить, что снимки с композицией-спиралью смотрятся очень интересно.
Композицию можно построить так, чтобы взгляд зрителя закручивался или раскручивался по спирали, приходя к главному объекту в кадре. Такой прием делает кадр динамичным. Конечно, для нас, новичков, построение кадра по этому правилу немного сложно, но привести его в пример стоит хотя бы ради того, чтобы понять, как работают профессионалы. Кто знает, может быть, среди нас есть будущий фуд-фотограф с вегетарианским уклоном?..



Пятое правило - правило диагоналей

Одно из самых часто применяемых правил в фуд-фото. Главное условие этого правила — расположение главных объектов в кадре по диагонали. Этот прием хорош тем, что создает динамику на снимке или увеличивает глубину пространства. Вот несколько примеров диагональных композиций. На первом и втором фото диагональ задается двумя тарелками с супом.



Этот композиционный прием стоит на втором месте после правила третей по популярности и известности среди фуд-фотографов. Но освоить его вполне по силам даже новичкам. В зависимости от формы предмета, который вы фотографируете, всегда есть возможность использовать диагональ в вашей работе. Считается, что наибольший эффект одиночная диагональ производит, находясь под углом 45 градусов к нижнему обрезу кадра.

Перечислю несколько особенностей построения диагональных композиций:
* Прямоугольные разделочные доски, тарелки, ящики, подносы и т.п. — хорошая основа для диагональной композиции.
* Диагональ может задаваться не только предметами, но и цветом.
* Линии не обязательно должны быть прямыми.
* Диагонали часто есть в самой еде, и это можно и нужно показать.
* Диагональ можно задать или подчеркнуть столовыми приборами.
* Диагональ в кадре можно задать линиями досок фона или расположением края стола.


 
Диагонали подразделяются на восходящие и нисходящие. Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний, выглядят более напряженными по сравнению с нисходящими, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз. Здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий. Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.



Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний - ассоциируются со спокойствием и умиротворением.



Шестое правило - правило геометрических фигур.

Это еще одно очень популярное правило в фуд-фото. Его суть заключается в том, что главные объекты образуют какую-либо геометрическую фигуру, которая связывает предметы в кадре между собой. В зависимости от того, под какие формы подогнаны объекты на снимке (линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг), смотрящий на фотографию человек будет испытывать те или иные эмоции.
Начнем с треугольника, который используется в съемке чаще всего. Он не только сосредотачивает внимание внутрь самого себя, но отчасти является олицетворением триединства Бога.



Круг символически связывается с солнцем и считается одной из самых совершенных фигур. Гармонию создает благодаря симметрии. Он ассоциируется с уютом и спокойствием.



Квадрат (прямоугольник) – одна из самых стабильных фигур, символ порядка, равновесия. Если долго смотреть на него возникает ощущение стабильности.
 


Завершая краткий обзор правил композиции в фотографии, хочется сказать, что некоторые из них можно использовать вместе. При этом не забывайте про различные ракурсы. Меняя угол съемки одного и того же блюда, вы можете получить по-настоящему красивые кадры.
На этом наука построения композиции в фотографии не заканчивается. Есть и другие принципы, которые, при желании, легко найти в Интернете.

Оффлайн АшатаН

  • veg-знаток
  • ***
  • Сообщений: 247
  • Карма: 86
  • Пол: Женский
  • Город: Оренбург
Спасибо :MG_234:

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
АшатаН, это еще не все. В процессе подготовки еще несколько заметок.  :girl_smile:

Оффлайн Loraine

  • veg-эксперт
  • ****
  • Сообщений: 269
  • Карма: 149
  • Пол: Женский
  • Город: Астрахань
Екатерина, спасибо за столь важную тему!! Я тут недавно как раз думала на счет съемки блюд для новогоднего стола.. Фотографии у меня получаются не очень хорошими, почему-то.. Буду вашу тему изучать, очень актуальная информация!

Оффлайн Ольга_Ялта

  • veg-практик
  • **
  • Сообщений: 98
  • Карма: 44
  • Пол: Женский
  • Город: Ялта
Спасибо огромное! Столько полезной информации и уже все собрано вместе! Вот уж в следующем году подготовимся к конкурсу как надо.  :girl_dance: А в этот раз делала, как обычно, очееень много фотографий и потом выбирали путем голосования самые красивые всем семейством.  :biggrin:

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
Когда снимки сделаны. Обработка в компьютере

Итак, мы сделали несколько снимков нашего кулинарного творения. Что делать дальше? Лет 30 назад с этим вопросом у нас было бы много проблем, т.к. цифровой техники не существовало. В случае неудачи и фотографу, и повару приходилось проделывать всю работу заново. Согласитесь, удовольствие не из приятных… Но нам с вами повезло: у нас есть компьютер, где можно исправить наши огрехи. Кстати сказать, даже профессионалы не стесняются корректировать свои снимки, дабы вызвать у зрителя огромное желание отведать кулинарный шедевр.
Для редактирования фотографий есть специальные программы, PhotoShop, например. Но не каждый умеет им пользоваться (я в их числе). Тем не менее, это обстоятельство не должно нас останавливать. Минимальные возможности по редактированию снимков заложены в стандартные программы Windows или Office. Для каждой версии этой операционной системы предусмотрены свои приложения, например, «Диспетчер рисунков» в MS Office 2010.
Я же пользуюсь приложением «Фотографии», которое встроено в Windows 10 (схожая программа есть в ОС Vista и ОС Windows 8). А затем часть работ провожу в Word (Office 2016). Вот как выглядит эта программа, и какие инструменты у нее есть.













Главная задача, которая стоит перед нами, - это корректировка света. Так как мы пользуемся обычной камерой и освещение у нас далеко не идеальное, то снимки зачастую получаются темноватые. Вот этим – достижением нужного уровня яркости и контраста – нам и следует заняться.
Для начала можно обрезать ненужные «края». Кстати, при обрезке приложение «Фотографии» дает нам возможность использовать правило третей.



Можно воспользоваться кнопкой «Выровнять». Если вращать ее бегунок, можно повернуть снимок против или по часовой стрелке.



А есть и вообще «хитрая» кнопка, которая называется «Улучшить». Одно нажатие на нее моментально улучшает снимок сразу по нескольким параметрам, предустановленным в ОС.



Но чаще всего я редактирую снимки самостоятельно. После удаления ненужных участков кадра я первым делом «иду» на вкладку «Светлый», инструменты которой дают возможность убрать лишние тени, осветлить снимок, увеличить контрастность.





Когда баланс света, по вашему мнению, достиг нужного уровня, можно приступить к «украшению» снимка. Например, во вкладке «Эффекты» есть функции «Выборочный фокус» и «Виньетирование». Первая из них позволяет сделать акцент на какой-то детали снимка за счет размывания остальных частей кадра. А вторая делает белую или серо-черную рамку вокруг фотографии.





А на вкладке «Основные исправления» есть функция «Ретушь», с помощью которой можно «помыть» тарелку или убрать небольшие блики, или закрасить маленькие пятнышки на самой еде (например, какой-нибудь подгоревший или отломанный кусочек).



И последний этап, к которому я прибегаю, это уменьшение размера файла (объема в байтах). Вот для чего мне нужен Word (у меня установлена версия Office 2016, те, у кого версия 2010, могут воспользоваться теми же инструментами).
Для этого нам надо вставить нашу фотографию в документ Word. Снимок будет активным (выделенным), а после вкладки «Вид» появится вкладка «Формат. Работа с рисунками». Дальше нам следует нажать несколько кнопок, которые указаны на снимках ниже.





После нажатия кнопки «Сохранить как рисунок…» появится окошко, в котором следует указать путь сохранения файла, дать ему имя и выбрать в графе «Тип файла» надпись «Формат JPEG». Останется нажать кнопку «Сохранить».
Что дают данные операции с фотографией? Главное – это уменьшение размера файла в байтах, что позволит вам быстрее загрузить его на форум.
Вот сравните, сколько «весят» два снимка.





Ну и под конец поставлю два снимка: на первом – что было до обработки. На втором – что стало после редактирования. Игра «Найди 10 отличий».  :girl_wink:




Оффлайн Rata

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 1610
  • Карма: 318
  • Пол: Женский
Екатерина К., спасибо! будем учиться :)
Слушай свое сердце...

Оффлайн Şŵėęŧ Føxÿ

  • veg-новичок
  • *
  • Сообщений: 12
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
  • Город: Краснодар
я таких секретов нигде не встречала!!! Огромнейшее спасибо, а то фото всегда получаются так себе :shok:

Оффлайн IrinaS

  • veg-практик
  • **
  • Сообщений: 68
  • Карма: 52
  • Пол: Женский
  • Город: Родной город Рига
Спасибо, Екатерина, что поделились такой интересной и полезной информацией  :MG_234: Значительный объём для изучения!

Оффлайн Екатерина К.Автор темы

  • veg-гуру
  • *****
  • Сообщений: 2637
  • Карма: 890
  • Пол: Женский
  • Город: Псковская обл., Печорский р-н, Родовое поместье
IrinaS, я эти советы просто собрала из разных источников. Это не мои советы, т.к. я вообще не фотограф.  :girl_smile:

Оффлайн IrinaS

  • veg-практик
  • **
  • Сообщений: 68
  • Карма: 52
  • Пол: Женский
  • Город: Родной город Рига
Екатерина К., вот за это мы вас и благодарим! :smile: А с этими советами многие могут стать фотографами(начинающими) :girl_wink:

"Вкусные" снимки наших блюд. Советы фотографов
 

Новые сообщения

Наташа Новикова РУКОДЕЛИЕ
21 Февраля 2024, 15:42
от Наташа Новикова
Наташа Новикова Наши сыроедческие блюда
21 Февраля 2024, 15:25
от Наташа Новикова

Новые рецепты на сайте