Всем доброго дня!
Сразу оговорюсь: речь идет не о кухонных комбайнах, хлебопечках, мультиварках и посудомоечных машинах, а о разных программах, облегчающих организацию кулинарного процесса.
Когда готовишь в небольших количествах, только на себя (или семью) и только 1-2 блюда, то всё просто и понятно. Благо рецепты тут на форуме и сайте представлены настолько доступно, что достаточно просто всё делать по инструкции, и результат не заставит себя ждать. Но когда начинаешь планировать какое-то масштабное мероприятие - день рождения, новый год - с гостями и разнообразным меню, то всплывают разные проблемы. Опытные хозяйки, конечно, решают их интуитивно, не задумываясь, но лично для меня это
Задачи
Далее постараюсь раскрыть суть, итак:
1) Как составить список покупок?Все сталкивались с тем, что одни и те же продукты могут участвовать сразу в нескольких рецептах. Когда рецептов много, возникает задача просуммировать все ингредиенты, чтобы составить удобный список покупок в магазине. Я уже раза 2 или 3 садился сваять собственную базу данных рецептов, но т.к. это совершенно не мой профиль, а навыков хватает только, на "можно разобраться, было бы время", то все это заканчивалось ничем. По-быстрому в Exel'е накидывалась табличка "продукт/рецепт", из которой рождался искомый список. Но такой подход одноразовый и неудобный, поэтому, пошарив по просторам рунета, я наткнулся на такой ресурс: План-меню (не сочтите за рекламу). В целом можно сказать, что моя мечта сбылась
тут можно организовать свою базу рецептов и составить тот самый список покупок. Кроме того, этот ресурс даже решает задачу, которую я раньше не рассматривал:
2) Как составить меню на неделю?В целом задача похожа на предыдущую, только растянута по времени. Мы раньше как-то особо не планировали меню на неделю вперед, всё было спонтанно. Но если подход упорядочить, и раз в неделю ездить в Ашан с осмысленным списком, то возможно это даст выигрыш во времени и деньгах. Будем пробовать
3) Как спланировать последовательность готовки?Сколько времени займет готовка? Когда нужно начинать делать горячее, чтобы к нужному времени оно было именно горячим, и при этом не носиться в фартуке, когда гости уже пришли? Что можно сделать заранее, а что нельзя (я, например, как-то раз делал вегетарианскую рыбу и заранее обмакнул ее в кляр, чтобы потом просто кинуть на сковородку. А нори от этого совсем размокла и вся "шкура" с "рыбы" сползла)? Что делать в промежутках, когда активных действий не требуется? Что если кто-то приехал помогать, что ему поручить?
В общем безконечный ряд вопросов из области управления проектами. Я даже пытался приспособить под это MS Project, но он при всей своей универсальности оказался непригоден, так что автоматизировать решение данной задачи не получилось. Остается только подробно изучать все нюансы каждого рецепта и вручную на бумажке прикидывать план, когда приготовить торт, когда салаты, когда горячее и т.д.
4) Какое количество готовить?У меня есть еще такая проблема: мне всегда кажется, что еды не хватит. В результате все отваливаются еще на полпути к горячему, а после праздника еще приходится долго доедать весь холодильник.
Когда мы заказывали свадебный банкет, то мы просто назвали количество гостей и выбрали из меню блюда, которые хотели бы видеть. Девушка-менеджер поколдовала с коэффициентами и сказала, сколько чего нужно заказать (4 порции этого, 10 порций того и т.д.) В итоге всем всего хватило и всего было в меру. Домой остатки забирали, но по большей части из-за того, что гостей пришло меньше, чем планировали. Хотелось бы как-то овладеть таким искусством :)
Предлагаю в этой теме поделиться своими хитростями и секретами, кто и как решает подобные проблемы.